Противодействие экстремизму
Методические рекомендации
Методические рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде
Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения
в обществе
Жестокость вообще отвратительна. А беспричинная жестокость безнравственней вдвое.
Анатолий Алексин
Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства.
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и
террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:
▪ изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в
молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);
▪ индивидуально-психологические особенности детей и подростков
(повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
▪ эмоциональные особенности детей и подростков (состояние
психического напряжения);
▪ снижение социальной и политической активности молодёжи;
▪ наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);
▪ массовое распространение и доступность для детей и подростков
алкоголя и наркотиков;
▪ разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;
▪ использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная
паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
Исследователи экстремизма как противоправной формы поведения выделяют такие особенности экстремизма в молодёжной среде:
1. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
2. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
3. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной.
4. Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
По направленности экстремистской активности выделяют такие типы молодёжного экстремизма:
▪ Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого
лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.
▪ Религиозный экстремизм, в основе которого лежит конфликт между
представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения и т. д.
▪ Политический экстремизм, который направлен против сложившейся
политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодёжной среде идеи смены «старой» элиты.
▪ Социальный экстремизм, который базируется на конфликте разных
социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.
▪ Экстремизм в сфере молодёжных субкультур. В основе данного вида
поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме того, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространённой в обществе. Однако необходимо подчеркнуть, что следует чётко отличать тенденции экстремального поведения в молодёжной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодёжи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках
существующего законодательства, законодательства, заключение о наличии и отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.
Одним из инструментов шантажа, в том числе политического, правительств одной или сразу нескольких стран является терроризм. Террористический шантаж применяется в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ. В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп:
▪ националистические;
▪ религиозные;
▪ сепаратистские террористы;
▪ террористы-антиглобалисты и другие.
Одним из общественных институтов, способных сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей, подростков и молодёжи является образовательная организация.
Основные аспекты организации работы по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде
Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.
Сократ
Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи.
Древнеримская пословица
В виду специфики своей деятельности образовательные организации обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентиров населения, воспитании полноценной личности и профилактике негативны общественных явлений. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых – уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности, изучение других людей, понимание их, интерес к ним, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.
Следует помнить, что толерантность не противоречит патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.
Условиями эффективной профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде являются:
✓ организация ранней профилактики экстремизма и терроризма, её
системность и целенаправленность;
✓ сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер;
✓ непрерывность процесса профилактической деятельности;
✓ направленность на всех участников образовательного процесса.
Важной задачей в организации профилактики экстремистских и террористических проявлений среди обучающихся и молодёжи является обучение специалистов эффективным формам профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде. Возможными формами работы в данном направлении могут стать семинары-практикумы, тренинги, лекции для педагогов по темам:
▪ «Об использовании методических рекомендаций по профилактике
терроризма и экстремизма в образовательной среде»;
▪ «Психология агрессивного поведения подростков»;
▪ «Программы профилактики подросткового неблагополучия»;
▪ «Современные технологии формирования культуры мира и согласия в рамках социального проектирования»;
▪ «Основы этнопсихологии»;
▪ «Принципы и методы межкультурного воспитания учащейся молодёжи»;
▪ «Межкультурная коммуникация»;
▪ «Социальная адаптация школьников в условиях полиэтнической образовательной среды»;
▪ «Формирование положительного психологического климата в классном
коллективе (коллективе группы)»;
▪ «Толерантный учитель – толерантный ученик»;
▪ «Правила бесконфликтного общения».
Результативными являются разнообразные формы обмена опытом специалистов в сфере профилактики экстремистских и террористических проявлений среди несовершеннолетних: круглые столы, конференции, дебаты.
При организации работы по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1. Вся молодёжь, проживающая на территории Донецкой Народной Республики. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение
жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодёжь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской и террористической активности. К таким категориям могут быть отнесены:
• дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с
низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
• «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности,
экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
• дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии,
силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
• носители молодёжных субкультур, участники неформальных
объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
• члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской и террористической активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. В социальном плане молодые люди в этом возрасте рискуют оказаться в позиции маргиналов, когда их взгляды на происходящее в обществе ещё не установились, а поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде должны быть нацелены на:
• оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые
граждане Донецкой Народной Республики, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у детей, подростков и
молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
• создание условий для снижения агрессии, напряжённости,
экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;
• создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
• создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации
личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;
• развитие конструктивной социальной активности подростков и
молодёжи;
• развитие просоциальных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
• разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на
профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;
• создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала
молодёжи.
Исходя из поставленных целей, можно выделить такие направления противодействия экстремизму в образовательной среде:
▪ проведение классных часов с целью освоения обучающимися
общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
▪ организация факультативных занятий и кружков по изучению
законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму;
▪ введение в компонент общеобразовательной организации факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление детей, подростков и молодёжи с особенностями национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации и профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма;
▪ организация и проведение элективных курсов, факультативов, кружков
по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формированиязаконопослушного поведения обучающихся с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
▪ введение в образовательные программы основ межнационального
общения и интернационального воспитания;
▪ проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения обучающихся;
▪ проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам межнациональных отношений;
▪ развитие и поддержка молодёжных общественных объединений,
направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;
▪ привлечение детей и учащейся молодёжи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;
▪ формирование системы воспитательной работы с детьми, подростками
и молодёжью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодёжи;
▪ развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных
отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;
▪ координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в образовательных организациях;
▪ оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
▪ организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с
социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.
Тематические уроки, факультативные занятия, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера позволяют решать следующие задачи:
✓ формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и
террористической деятельности;
✓ формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера1;
1 Ответственность за убийство (статья 106 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 113),
✓ развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов (предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время, избегать опасных ситуаций, не рисковать без нужды, выбирать из возможных вариантов наиболее безопасного пути или способа действий, в критической ситуации не паниковать, не пугаться, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество).
В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся предлагаем следующие формы работы:
▪ тренировочные занятия «Безопасность и защита человека в
чрезвычайных ситуациях» (тренировки по эвакуации детей и сотрудников из здания образовательной организации при чрезвычайных ситуациях);
▪ проведение социологического исследования оценки уровня социально-
политической толерантности молодёжной среды в образовательной организации;
▪ мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди
обучающихся в классном коллективе (коллективе группы);
▪ проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму и терроризму;
▪ распространение тематических памяток и методических инструкций;
▪ организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;
▪ использование педагогами образовательных организаций современных
активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, КВН по материалам фольклора, уроков-концертов с использованием фольклорных традиций, обрядов, конкурсов творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;
▪ организация «открытой кафедры» – диалога-дискуссии подростков,
педагогов и родителей;
похищение человека (статья 127), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 179), хулиганство при отягчающих обстоятельства (часть вторая статьи 242) заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья № 236), вандализм (статья 243), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 267), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 311) наступает с 14-летнего возраста (статья 19).
▪ организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, республиканского, международного уровня, направленных на формирование гражданско- правового сознания обучающихся;
▪ создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической
направленности;
▪ создание страницы на сайте образовательной организации, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;
▪ комплектование фондов библиотек образовательных организаций
литературой и периодическими изданиями, содействующими гармонизации национальных, конфессиональных отношений и профилактике экстремизма;
▪ подготовка библиотеками образовательных организаций циклов
выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии Донецкой Народной Республики;
▪ привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;
▪ привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;
▪ проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по
основам правовых знаний, законопослушного поведения в рамках профилактики и противодействия терроризму и экстремизму;
▪ организация встреч с психологами;
▪ проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивных мероприятий и т. д.;
▪ регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её
последствий, оценка эффективности системы профилактики;
▪ своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, информирование о них государственной службы по делам семьи и детей; выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;
▪ активное и целенаправленное использование подростковых и
юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;
▪ разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд;
▪ повышение роли детских и молодёжных общественных объединений в
жизни общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования;
▪ создание клубов интернациональной дружбы;
▪ широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;
▪ систематизация и обоснование целесообразных форм и методов
социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей.
При изучении таких учебных предметов, как обществознание, начальная военная и медико-санитарная подготовка, уроки гражданственности Донбасса следует использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания обучающихся. Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили культуру Донецкой Народной Республики и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, сохранность её духовного и культурного наследия, толерантность, терпимость к проявлению индивидуальности другими людьми, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия, осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
Эффективность предлагаемых форм воспитательной работы повышается благодаря включению обучающихся в свободную дискуссию. При этом важно, чтобы дети и подростки на момент её проведения обладали определённым запасом представлений и понятий по теме, так что целесообразно заранее предложить им задание по поиску информации о сущности терроризма и экстремизма.
Cписок экстремистских материалов
Федеральный список экстремистских материалов
https://cloud.mail.ru/public/GMhZ/iB1qyx9tK
Линия помощи «Дети Онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн»
Линия помощи «Дети Онлайн» — это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете.
Линия помощи «Дети Онлайн» была создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Целевая аудитория — дети, подростки, родители и работники образовательных и воспитательных учреждений.
На Линии помощи «Дети Онлайн» работают профессиональные эксперты — психологи Фонда Развития Интернет и выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Сотрудниками Линии помощи разработаны технологии и методы оказания психологической и информационной помощи по проблемам безопасного использования Интернета; разработана программа подготовки специалистов службы онлайн-консультирования; создан информационный портал www.detionline.com, где круглосуточно ведется прием электронных обращений; создана база учета и обработки поступающих обращений; проводится регулярная супервизия сотрудников для повышения качества работы.
В условиях дефицита объективных данных Линия помощи остаётся одним из немногих надёжных и достоверных источников информации о спектре онлайн-угроз и их эволюции, а также о влиянии информационных технологий на здоровье и развитие детей и подростков. Количество обращений на Линию помощи растёт от года к год. Это свидетельствует о том, что такая служба сегодня востребована обществом, и в дальнейшем эта потребность будет только возрастать.
Служба Линия помощи «Дети Онлайн» была включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей.
Линию помощи «Дети Онлайн» поддерживала Группа компаний МТС и ОАО МГТС.
Безопасный Интернет
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р
10 мая 2023
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информационной безопасности детей в Российской Федерации.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при формировании и реализации перечней региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;
направлять в Минцифры России информацию о реализации региональных мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, ежегодно, до 15 апреля.
3. Минцифры России представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации ежегодно, до 15 июня.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 7055).
Председатель Правительства
Российской Федерации М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 апреля 2023 г. N 1105-р
Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации
I. О состоянии информационной безопасности детей в Российской Федерации
В настоящее время население России составляет 146,4 млн. человек, из которых 30,2 млн. человек - несовершеннолетние (20,6 процента населения), из них 27 млн. человек (89,4 процента) являются активными пользователями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Современные дети - первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении в сети "Интернет" эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18 - 45 лет). Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.
Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. В связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде увеличивается.
Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность.
Деструктивное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей и подростков неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности), провоцирующего "психологический слом", следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим.
В области виртуальной коммуникации дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства, вовлечения в сексуальную эксплуатацию, террористическую и экстремистскую деятельность, распространение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, аналогов наркотических средств и психотропных веществ и новых потенциально опасных психотропных веществ посредством игровых активностей, а также в сообщества с нарушением общепринятых норм морали.
Широкое распространение в цифровой среде получили деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации, популяризацией деятельности криминальных сообществ, продвижением преступных и антиобщественных действий, в том числе агрессивного, насильственного, суицидального, экстремального и экстремистского характера.
Все большее распространение получает задействование сетевых платформ и мессенджеров для вовлечения детей в несогласованные публичные мероприятия (включая протестные акции), поскольку несовершеннолетние не только легче поддаются идеологическому и психологическому воздействию, но и при определенных обстоятельствах не подлежат уголовной ответственности.
Несформированность критического мышления обусловливает особую уязвимость детей перед воздействием такой информации, оказывает на несовершеннолетних психотравмирующее воздействие, способствует их виктимизации, вовлечению в деструктивную деятельность, усвоению ими антисоциальных ценностей и норм, побуждает их к совершению общественно опасных действий, способных причинить вред как самому ребенку, так и его окружению.
Постоянно возрастающие возможности социальных сетей вкупе с популярным трендом публичного самовыражения способствуют размещению детьми в открытом доступе в сети "Интернет" личной и семейной информации, которая нередко используется злоумышленниками в противоправных целях.
Несмотря на наличие правового регулирования, позволяющего оперативно реагировать на распространение в сети "Интернет" информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также разнообразного инструментария, направленного на защиту детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, обеспечения информационной безопасности детей можно достичь исключительно во взаимодействии с родительским сообществом посредством проведения информационных кампаний, постоянного информирования о существующих возможностях услуги "Родительский контроль", а также привлекая общественные и отраслевые организации в целях мониторинга сети "Интернет" на предмет наличия деструктивной информации.
Обеспечению информационной безопасности детей в рамках настоящей Концепции будет способствовать разработка и принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления комплексных решений, формирующих систему информационной безопасности детей, в том числе в части определения актуальных угроз и предотвращения их наступления, обеспечения приоритетности и эффективности принимаемых мер в реализации государственной политики в этой сфере, посредством разработки и принятия перечней федеральных и региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", а также иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующие в том числе вопросы информационной безопасности детей в Российской Федерации.
II. Основные принципы обеспечения информационной безопасности детей
Исходя из понимания информационной безопасности детей как состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;
сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;
ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;
ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;
обучение детей вопросам информационной безопасности;
поддержка творческой деятельности детей в целях их
самореализации в информационной среде;
создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;
обеспечение широкого доступа детей к историческому
и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций;
формирование у детей объективного представления
о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации;
безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях и местах, доступных для детей;
единство системы мер, направленных на обеспечение
информационной безопасности детей, независимо от территориальных и ведомственных разграничений.
III. Приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности детей
Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.
В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка - производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Только тесное сотрудничество всех участников медиаиндустрии позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения.
Государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:
проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;
совершенствование форм и методов обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
защита детей от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации;
совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения деструктивной информации;
расширение практики межведомственного взаимодействия субъектов профилактики в предупреждении социально опасного поведения детей;
развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики противоправного поведения подростков в сочетании с воспитательным воздействием в образовательных организациях;
обеспечение защищенности персональных данных детей, размещенных в сети "Интернет", от публичного доступа и (или) их несанкционированного использования;
расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок;
формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности;
воспитание детей в духе уважения к традиционным ценностям, ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;
воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;
усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;
развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;
удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;
развитие творческих способностей детей;
воспитание у детей толерантности;
поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;
повышение родительских компетенций в сфере безопасного поведения детей в информационном пространстве.
Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:
агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;
совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;
употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;
занятие проституцией;
иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.
IV. Механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей
Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют 3 возможных варианта регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей - государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из 3 вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики информационной продукции.
Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей - участников глобального информационного процесса.
Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.
Вместе с тем при возрастной маркировке информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не развернутая характеристика информационного продукта, а сигнализирование родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.
Для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред развитию и здоровью ребенка, и ограничением доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, государству и обществу необходимо содействовать созданию условий, обеспечивающих
позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие, а также на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на повышение уровня грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование критической оценки получаемых сведений, и информационные кампании, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.
Необходимо продолжать деятельность по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны информации:
побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленной на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотиносодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
основывающейся или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
содержащей изображение или описание сексуального насилия;
отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения;
пропагандирующей педофилию;
способной вызвать у детей желание сменить пол;
оправдывающей противоправное поведение;
содержащей нецензурную брань;
порнографического характера;
содержащей сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
содержащейся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом.
Важным элементом этого процесса может быть привлечение журналистских сообществ, организаций саморегулирования и общественных организаций.
Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая специализированные государственные детские и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на компьютеризацию общеобразовательных организаций и специализированных государственных детских и юношеских библиотек. Вместе с этим необходимо обеспечить в специализированных государственных детских и юношеских библиотеках (с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций) информационную безопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия.
Формированию безопасной информационной среды для детей будет способствовать и поддержка средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных движений и объединений, ассоциаций и движений родительской общественности, ассоциаций потребителей продукции средств массовой информации, телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции наблюдения (мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и о рекламе, а также производителей отечественной информационной продукции для детей, способствующей формированию у них социально одобряемых ценностно-моральных ориентиров, нравственной и правовой культуры, гражданственности и патриотизма в соответствии с традиционными ценностями.
В целях формирования у детей и подростков правильного безопасного алгоритма поведения в сети "Интернет" необходимо:
провести анализ образовательных программ, а также факультативных учебных предметов, курсов, дисциплин, предлагаемых образовательными организациями;
сформировать и интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
проводить на постоянной основе просветительские мероприятия, направленные на информирование о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей (законных представителей), работников системы образования, специализированных государственных детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.
V. Мониторинг состояния информационной безопасности детей и ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Настоящая Концепция имеет бессрочный характер, мероприятия по ее реализации осуществляются на постоянной основе в рамках исполнения перечней федеральных и региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.
Оценка состояния информационной безопасности детей осуществляется по следующим показателям:
количество субъектов Российской Федерации, на территориях которых разработан и реализуется перечень региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;
количество детей, принявших участие в мероприятиях и (или) прошедших образовательные программы по вопросам информационной безопасности и (или) цифровой грамотности;
количество педагогических работников, принявших участие в мероприятиях и (или) прошедших повышение квалификации в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве;
количество родителей (законных представителей), проинформированных о существующих возможностях услуги "Родительский контроль";
количество созданных для детей и подростков безопасных интернет-ресурсов, в том числе с привлечением волонтерских и общественных объединений, для внедрения позитивного контента;
количество средств массовой информации, специализирующихся на производстве и распространении продукции для детей и подростков;
количество поддержанных изданий для детей, а также социально значимых проектов печатных и электронных средств массовой информации, ориентированных на детей и подростков;
количество обучающихся и педагогических работников, охваченных обучающими уроками по вопросам защиты персональных данных, в том числе дистанционным способом;
количество установленных и пресеченных фактов вовлечения несовершеннолетних через социальные сети в совершение действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья;
достаточность федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;
достаточность мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, реализуемых субъектами Российской Федерации.
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Концепции являются:
повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественной информационной продукции;
повышение охвата педагогических работников мероприятиями в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве;
увеличение числа родителей (законных представителей),
проинформированных о существующих возможностях услуги "Родительский контроль";
сокращение числа детей, пострадавших от жестокого обращения и травли, в том числе в сети "Интернет";
снижение фактов вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные группы с использованием сети "Интернет";
сокращение количества информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
увеличение в сети "Интернет" контента, направленного на формирование у детей традиционных ценностей.
Обзор документа
________________________________________
Правительство утвердило новую концепцию информационной безопасности детей в России.
Ее стратегические цели - развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
Концепция предусматривает, в частности:
- введение в российских школах уроков информационной безопасности и цифровой грамотности;
- проведение просветительских мероприятий для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек;
- расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок.
.