Образование
Реализуемые образовательные программы
Русский, Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – Донецк: Истоки,2016.
Основная цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национального и природного наследия родного края.
Для достижения этой цели программой выделены задачи:
Образовательные:
формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;
объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Развивающие:
расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Затем следуют структурированные макросферы, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»:
микросфера «Дыхание времен»;
микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»;
микросфера «Секреты русских мастеров»;
микросфера «Летопись народной мудрости».
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»:
микросфера «Человек и закон»;
микросфера «Гражданская позиция»;
микросфера «Мои права и обязанности»;
микросфера «Трудом славен человек»;
микросфера «Учимся жить среди людей».
Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»:
микросфера «Я – житель Донбасса»;
микросфера «Природа Донбасса»;
микросфера «Культура Донбасса».
Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. В конце каждой микросферы представлены прогнозируемые результаты деятельности.
С целью реализации целей и задач, программа рекомендует использование педагогами в работе следующие технологии:
социоигровые,
портфолио,
информационно-коммуникационные,
проектной деятельности,
здоровьесберегающие,
а также формы работы, такие как:
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);
конкурсы и викторины;
экскурсии, целевые прогулки;
праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги;
создание альбомов, самодельных книг, стенгазет;
проектная деятельность и др.
Программа построена по принципу систематичности и последовательности в обучении, т.е. знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, логически связываются и последующие опираются на предыдущие.
Большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, также выделены формы работы с ними.
Русский, Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Воспитание маленького патриота»/сост.Соболева Г.А., Северина И.А., Галазюк Е.В., Бондаренко Г.И., Богуш Л.П.; Донецк,2016.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
2. Формирование детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
5. Воспитание гражданских, патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Принципы построения программы :
Программа построена с учетом принципа образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
1. Принцип личностно ориентированного общения. Индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: семья, детский сад, малая родина, родная природа, родная страна, родная культура.
3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
4. Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала:
1. Я и моя семья. Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье. Воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей об именах близких людей, семейных историях, традициях.
2. Детский сад. Детский сад для ребенка – это «вторая семья», здесь дети находятся целый день, в большом коллективе. В рамках этого блока дети получают знания по темам «Я и мои друзья», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Профессии сотрудников детского сада». Воспитывается в детях умение по- настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми. Воспитываются нравственно – патриотические чувства : гордость за детский сад, любовь и уважение к сотрудникам ДОУ.
3. Моя малая родина. Дети получают краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения его достопримечательностях, видах транспорта, сельских зданий и учреждений, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т. д.
4. Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. А в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.
5. Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются основы патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
6. Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте. Учат детей любить и ценитьт народную мудрость, гармонию жизни.
Адаптированные образовательные программы
Русский, Вариативная образовательная программа физкультурно-оздоровительного направления для детей 6-7 лет «Познай себя», сост. Аксенова Н.В., Зиновкина С.Н. - Енакиево, 2019.
Цели программы «Познай себя»:
-
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи программы:
-
Выработка основных этических понятий, нравственных основ мировоззрения, оценочных моральных принципов и представлений у обучающихся.
-
Способствование усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
-
Воспитание нравственных качеств: гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
-
Формирование системы духовно-нравственных ценностей и культуры нравственного поведения.
Русский, Вариативная образовательная программа эколого-валеологического направления для детей 5-7 лет «В стране здорового ребенка», сост. Белоброва О.Г., Карпова Н.В. – Донецк,2019.
Актуальность программы заключается в том, что данная программа:
- учитывает современные подходы к экологическому образованию;
- помогает осуществлять принцип преемственности между детским
садом и школой;
- способствует практической реализации современных требований к
методике ознакомления дошкольников с природой.
В работе с детьми предлагается формирование таких качеств личности,
которые влияют на развитие у ребенка субъективного отношения к природе и
самому себе.
Направленность программы.
Программа «В стране здорового ребѐнка» направлена на
осуществление задач экологического воспитания, укрепления физического и
психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и
гигиенической культуры, развитие у дошкольников положительного
отношения к природе. Данная программа учит детей позитивно
взаимодействовать с природными объектами.
Новизна заключается в том, что программа ориентирована на
конкретного ребенка, учитывающая его тип темперамента, характер в
процессе ознакомления с особенностями организации природоведческой и
валеологической деятельностью.
Оригинальность программы заключается в интеграции эколого-
валеологических знаний в различных видах деятельности, в осуществлении
нетрадиционного подхода в проведении игровых форм работы с детьми с
использованием валеогероев.
Педагогическая целесообразность. Основные положения программы
– это полноценная реализация личностного потенциала ребенка, основанная
на знаниях его психофизиологических особенностей и склонностей;
нахождение оптимальных путей для формирования у ребенка
положительного отношения к природному миру.
Эколого-валеологическое образование детей дошкольного возраста – это природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.
Отличительная особенность. Здоровье рассматривается как основной интегральный экологический критерий, а гармония отношений с 9 окружающей средой основывается на равновесии внутренней и внешней сред
организма человека.